Можно ли заменить, возвратить товар в аптеке?

Если лекарственный препарат, средства личной гигиены, прибор для контроля показателей здоровья не подходят по характеристикам или комплектации, однако продавец в аптеке категорически отказывается принять товар обратно или обменять его на новый. Правомерен ли его отказ?
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. №2463, приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не подлежат возврату или обмену.
Поэтому, продавец юридически прав, отказываясь принимать или обменивать аптечный товар. Возврату и обмену не подлежат товары только надлежащего качества, в случае если лекарственные препараты или медицинские изделия являются недоброкачественными, продавец (фармацевт) обязан принять такой товар.
Если у товара выявлен недостаток, то согласно ст. 18 Закона №2300-1 «О защите прав потребителей» возможно: 1. Заменить его на товар этой же марки ( модели и (или) артикула);
2. Заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. Потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4. Потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
5. Отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за него суммы, при этом возвратив товар с недостатками продавцу.
Продавец должен обменять товар и в случае, если он является доброкачественным, но фармацевт перепутал наименование товара, ошибся в дозировке или форме лекарственного средства.
Недостатком лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
6. Истекший на момент продажи срок годности;
7. Отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на русском языке;
8. Несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
9. Отсутствие инструкции по применению препарата;
10. Несоответствие описания препарата в инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
11. Наличие в упаковке брака — сколы, негерметичность, нечитаемая полиграфия.
Вернуть лекарство возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, предусмотренных нормативно-законодательными актами, а именно: рецептурный препарат продан без рецепта. Ведь у рецептурных препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить течение заболевания покупателя. Такой препарат должен быть принят фармацевтом назад.
При покупке лекарственных препаратов необходимо проверять правильность расчета, наименование товара, целостность упаковки, срок годности, не отходя от кассы, проверять работу приборов , если это технически возможно.
Если товар ненадлежащего качества, а продавец отказывается принять его обратно или заменить на новый?
В этом случае необходимо составить претензию в свободной форме, в двух экземплярах, с просьбой вернуть или заменить товар. К претензии приложить само лекарство или медицинское изделие, кассовый или товарный чек, рецепт врача, если товар был приобретен по рецепту, показания свидетелей (если имеют место быть), гарантийный талон (при его наличии).
На одном из экземпляров претензии продавец, либо иное лицо принявшее претензию, ставит свою подпись с указанием Ф.И.О. и должности, а также дату принятия претензии и печать продавца (при наличии). Один экземпляр претензии остается у покупателя в подтверждение обращения к продавцу.

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства