Какой порядок учета расходов, связанных с приобретением товаров у лиц, уплачивающих НПД?

Расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у самозанятых лиц, являющихся налогоплательщиками НПД, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН при наличии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона N 422-ФЗ. В случае отсутствия чека расходы не учитываются (части 8 — 10 ст. 15 Закона N 422-ФЗ, см. также письмо Минфина России от 26.03.2020 N 03-11-11/24008). Относительно возможности учета расходов на основании акта ФНС России разъяснила, что он может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя, например, при наличии предоплаты (п. 4 письма от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@). При этом в информации ФНС России от 26.08.2021 рекомендуется подписывать акт о выполнении работ, услуг с самозанятым для налогового учета расходов покупателя (например, при наличии предоплаты), так как он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания.

ФНС России в письме от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@ разъяснила, что утрата физическим лицом, в том числе ИП, права на применение НПД (или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве самозанятого) не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных (понесенных) покупателем (заказчиком), при условии наличия чека, подтверждающего оплату товаров (работ, услуг) и соответствующего требованиям ст. 14 Закона N 422-ФЗ.

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства