Какой порядок проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ)?

Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее — Закон N 54-ФЗ).

С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, в соответствии с которыми осуществлен переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде (далее также — онлайн-кассы). Внедрение нового порядка применения ККТ необходимо для целей обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Переход на онлайн-кассы осуществлялся поэтапно:

— с 1 февраля 2017 года — для вновь регистрируемых ККТ (ч. 4 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);

— с 1 июля 2017 года — для ККТ, зарегистрированных (перерегистрированных) до 1 февраля 2017 года (ч. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ);

— с 1 июля 2018 года — для организаций или индивидуальных предпринимателей, поименованных в ч.ч. 7911 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, на которых возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, а в случаях, поименованных в ч.ч. 7.1-811.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ — с 1 июля 2019 года.

До этой даты организации и ИП были вправе перейти на применение онлайн-касс в добровольном порядке (ст. 7 Закона N 290-ФЗ).

Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, как и прежде возложены на налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации», п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).

В рамках осуществления контроля и надзора налоговые органы:

— ведут (в том числе с помощью автоматизированной информационной системы) мониторинг расчетов с применением ККТ и полноты учета выручки, проводят анализ данных;

— осуществляют наблюдение за применением ККТ;

— проводят проверки применения ККТ, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе удаленные проверки (по месту нахождения налоговых органов, на основе информации, имеющейся у налоговых органов) (абз. 4 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

— проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем контрольной закупки (абз. 5 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ);

— проводят проверку правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ (абз. 9 ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ).

Кроме того налоговым органам предоставлено право:

— запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет ККТ (случаи, порядок и сроки предоставления информации и документов в электронной форме организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими расчеты, и пользователями в налоговые органы через кабинет ККТ утверждены приказом ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@, действующим с 19 августа 2017 года);

— получать, в том числе с использованием технических средств, беспрепятственный доступ к ККТ проверяемого лица, в том числе для считывания фискальных данных, хранящихся в фискальном накопителе ККТ;

— получать беспрепятственный, в том числе дистанционный, доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных оператора фискальных данных;

— выносить предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

При проведении мероприятий контроля за применением ККТ налоговой службой оценивается также соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, предъявляемых:

— Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» — к платежным агентам, операторам по приему платежей-платежным агентам, платежным субагентам, поставщикам;

— ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» — к банковским платежным агентам (см. приложение N 8 к приказу ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@).

При осуществлении функций, предусмотренных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности.

Состав, последовательность и сроки проводимых при проверке процедур установлены Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.

Результатом проведения проверки является установление факта соблюдения (несоблюдения) проверяемыми объектами требований к ККТ, порядка и условий ее регистрации и применения, а в случае выявления правонарушения — возбуждение и осуществление производства по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

Проверки являются плановыми и не носят характер налоговой проверки, так как имеют самостоятельный предмет проверки, не связанный с контролем за правильностью уплаты налогов налогоплательщиками. Такие проверки могут проводиться одновременно с налоговыми проверками (см. письма Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26094, УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).

Вместе с тем, информация, получаемая при осуществлении полномочий по регистрации ККТ и контролю за их применением, может быть использована налоговыми органами также и в целях налогового контроля (см. письмо ФНС России от 07.06.2013 N АС-4-2/10459).

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства