Какой порядок внеплановой проверки Роспотребнадзора?

Роспотребнадзор проверяет все, что связано с защитой прав потребителей и выполнением санитарно-эпидемиологических норм. В основном с Роспотребнадзором сталкиваются те, кто оказывают услуги населению: общепит, розничные магазины, салоны красоты. Проверка Роспотребнадзора может быть плановой (не чаще 1 раза в 3 года) и внеплановой.

Обычно основанием для внеплановой проверки служит жалоба клиента на предприятие в Роспотребнадзор. Но, на самом деле, Роспотребнадзор не «бежит» с проверкой к предпринимателю «по первому же зову». Во-первых, потребитель должен правильно оформить жалобу (указать юридическое наименование и адрес предпринимателя). Во-вторых, потребитель должен соблюсти претензионный порядок (прежде чем отправить жалобу в Роспотребнадзор, он должен обратиться к предпринимателю с претензией).

Также стоит отметить и другие поводы «для знакомства» с Роспотребнадзором: повторная проверка (инспектор проверяет, устранены ли замечания после первой проверки); проверка прокуратуры (Роспотребнадзор привлекают дополнительно к основной проверке).

Внеплановая проверка может быть:

При документарной проверке инспектор не приезжает на территорию предпринимателя, а запрашивает необходимые документы удаленно (обычно это договоры, акты и так далее). Выездная проверка более распространена в этом случае. Поэтому на ней остановимся подробнее.

Любая выездная проверка Роспотребнадзора начинается с предъявления инспектором удостоверения. Представитель Роспотребнадзора обязан объяснить цель проверки и ее основание, каким образом будет проходить проверка. Чаще всего при таком виде проверки Роспотребнадзор проверяет состояние помещения, оборудования; наличие книги жалоб и предложений; наличие санитарных книжек у работников; наличие маркировки на товарах и полуфабрикатах (в зависимости от реализуемых видов деятельности).

Все необходимые экспертизы Роспотребнадзор проводит за свой счет, предприниматель за это платить не должен. По результатам проверки инспектор Роспотребнадзора составляет акт, в котором изложены замечания, если они были выявлены. Акт подписывается обеими сторонами. Если предприниматель не согласен с результатом проверки, это указывается в акте.

Важный момент! Для проверки инспекторы используют проверочные листы. На сайте Роспотребнадзора можно скачать проверочные листы для розничных магазинов, для общепита и для салонов красоты. Это поможет лучше подготовиться к проверке.

По закону Роспотребнадзор обязан предупредить предпринимателя о внеплановой проверке минимум за 24 часа до ее начала. Прийти без предупреждения инспектор может только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью людей. На малом предприятии представители Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии – не дольше 15 часов.

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства