Имеет ли право работодатель организовывать видеонаблюдение в офисном кабинете?

НПА: Трудовой кодекс РФ

Ответ на этот вопрос дали эксперты Роструда на сайте «Онлайнинспекция».

Работодатель может устанавливать системы видеонаблюдения в производственных помещениях в целях обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы, а также обеспечения сохранности имущества. Порядок использование такой формы контроля, а также перечень лиц, имеющих право просмотра записей, должны быть закреплены локальным нормативным актом работодателя, с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

Если в трудовых договорах нет положения о том, что системы видеонаблюдения не установлены, то вносить изменения в трудовой договор, по нашему мнению, нет необходимости.

Абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ закрепляет право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Из этого вытекает право работодателя осуществлять контроль за трудовой деятельностью работников. Формы такого контроля законодательством не установлены. Они закрепляются локальными нормативными актами, действующими в организации.

В соответствии с абз. 19 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Кроме того, согласно абз. 7 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Из вышеприведенных норм вытекает обязанность работодателя закрепить использование видеонаблюдения локальным нормативным актом, с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

При осуществлении контроля работодатель обязан соблюдать конституционные права граждан, а также требования законодательства о защите персональных данных работников.

Ч. 1 ст. 23 Конституции РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Согласно ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Правила защиты персональных данных работника установлены гл. 14 ТК РФ.

Ст. 86 ТК РФ устанавливает, что обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в следующих целях:

— обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов;

— содействие работникам в трудоустройстве;

— получение образования и продвижение по службе;

— обеспечение личной безопасности работников;

— контроль количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества.

В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости» данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно п. 1 «Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 N 228) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (п. 5.11 вышеуказанного Положения).

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства