Какие документы может запросить ФНС у организаций во время проведения выездных проверок?

НПА: Налоговой кодекс РФ; Постановления Правительства РФ  от 08.09.21 № 1520 и от 10.03.22 № 336; Письма Минфина от 14.10.13 № 03-06-06-01/42704 и от 05.08.08 № 03-02-07/1-336

Напомним, что согласно Постановлениям Правительства РФ  от 08.09.21 № 1520 и от 10.03.22 № 336 введен  запрет на все плановые проверки и КНМ в 2022 году в отношении всех контролируемых лиц (независимо от размера бизнеса). Однако под данный мораторий не попадают налоговые проверки. Следовательно, моратория на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводилось, проведение выездной налоговой проверки в 2022 году соответствует действующему законодательству.

На сайте проекта «Проверенный бизнес» на главной странице, вбив ИНН своей организации вы можете ознакомиться с планом проверок.

Минфин разъяснял, что в порядке статьи 93 НК РФ у налогоплательщика могут быть запрошены любые документы, и в том числе те, которые не предусмотрены налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете. Также есть судебные решения, из которых следует, что в рамках ВНП можно истребовать дополнительные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления налога (в т.ч. в виде расчетов, таблиц, справок, отчетов, характеристик). В качестве примера такого решения приведем постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.21 № А40-49591/2020 (см. «Суд разъяснил, вправе ли ИФНС запросить кадровые документы в ходе выездной проверки»).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с п. 1 ст. 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов. При этом указанной статьей не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.
Полагаем, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Форма требования утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 Кодекса).
Кодекс не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 93 Кодекса в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства