НПА: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Электронная подпись является аналогом собственноручной подписи. Ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом и иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ). Под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Виды электронных подписей установлены ст. 5 Закона N 63-ФЗ:
1) Простая ЭП
2) Усиленная ЭП, которая делиться на:
Сфера применения простой и неквалифицированной ЭП ограничена п. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ.
В то время как квалифицированная электронная подпись может применяться практически всегда, за единственным исключением: если законом предусмотрена необходимость составления документа исключительно на бумажном носителе (п. 1 ст. 6 Закона N 63-ФЗ).
Примером использования простой электронной подписи является ввод определенных логинов и паролей при осуществлении различных операций в онлайн-режиме (в т.ч. и банковских).
Электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
1) простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
2) ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Простая электронная подпись:
-Первичные учетные документы, формирующие внутренний документооборот организации (например, табель учета рабочего времени, наряды на работу, приходный ордер, лимитно-заборные карты, требования-накладные и т.п.)
— и тд.
-Первичные документы, если соглашением, принятым участниками электронного документооборота, установлен этот вид ЭП в качестве возможного и предусмотрен порядок ее проверки*(3) (ч. 2 ст. 6 Закона N 63-ФЗ; письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53176; от 04.08.2015 N 03-03-06/44905; ФНС России от 19.05.2016 N СД-4-3/8904, от 17.01.2014 N ПА-4-6/489)
Неквалифицированная ЭП используется для подписания:
-Первичные документы, если соглашением, принятым участниками электронного документооборота, установлен этот вид ЭП в качестве возможного и предусмотрен порядок ее проверки (письма Минфина России от 04.08.2015 N 03-03-06/44905, ФНС России от 19.05.2016 N СД-4-3/8904)
— и тд.
Квалифицированная ЭП используется для следующих документов:
-Сообщения, подлежащие передаче в налоговый орган, предусмотренные п.п. 2, 2.1 ст. 23 НК РФ (п. 7 ст. 23 НК РФ)
-Согласие налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 2 Приложения 4 к приказу ФНС России от 15.11.2016 N ММВ-7-17/615@)
-Заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), сумм НДС, подлежащих возмещению (п.п. 4, 5 ст. 78, п. 2 ст. 79, п. 6 ст. 176 НК РФ)
-Налоговые декларации (расчеты по авансовым платежам), расчет по страховым взносам (п. 3 ст. 80 НК РФ)
-Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности и аудиторское заключение о ней (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ)
-Счета-фактуры (п. 6 ст. 169 НК РФ) -Расчет по форме 6-НДФЛ, в т.ч. Приложения N 1 к Расчету «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (п. 6.1 Порядка…, утв.приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@)
— и тд.
Выдавать квалифицированную электронную подпись юридического лица может только Удостоверяющий центр Федеральной налоговой службы (УЦ ФНС) и его доверенные лица, их всего три: ВТБ, Сбер и Аналитический центр.
Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства