Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков, если количество штатных сотрудников менее 10 человек ых

Вопрос: Обязан ли работодатель проводить оценку профессиональных рисков, если количество штатных сотрудников менее 10 человек и все офисные единицы? Если есть такая обязанность, то можно ли работодателю провести оценку профессиональных рисков самостоятельно?

Ответ: Организации, не зависимо от численности работающих,  следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда. Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность.

В соответствии со ст.ст. 209, 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей).

Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее — Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.

Согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.

Пунктами 34-38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.

При этом согласно ч. 14 ст. 209 ТК РФ порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен.

Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Информация может быть не полной и/или не актуальной в связи с изменением законодательства