Нарушение: задолженность за коммунальные услуги перед ресурсоснабжающей организацией более 2х среднемесячных величин.
Основание: подпункт 2 пункта 1 статьи 157.2 ЖК Российской Федерации (ред. от 21.11.2022), подпункт «д» пункт 4 (1) Постановления № 1110 (ред. от 05.02.2022)
Наказание: часть 5.2 статьи 198 ЖК Российской Федерации (ред. от 21.11.2022), часть 3 статьи 14.1.3 КоАП РФ (ред. от 29.12.2022).
5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
14.1.3 КоАП РФ 2. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований - влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как избежать: в соответствии с пп. "д" п. 4.1 Положения о лицензировании деятельности управляющей компании в многоквартирных домах нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом. При этом двухмесячная задолженность УК перед РСО влечёт риск одностороннего отказа РСО от договора с УК и перевода собственников МКД на "прямые договоры" с РСО (отметим, что ВС РФ открыто признал, что переход на "прямые договоры" может повлечь нарушение прав и законных интересов собственников и нанимателей жилых помещений в МКД); УК, получая плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения от собственников и нанимателей, рассчитываются за поставленные в МКД коммунальные ресурсы непосредственно с РСО. Именно неисполнение УК данной обязанности, предусмотренной договором управления, является основанием для привлечения к административной ответственности; спорные положения нормативного правового акта не противоречат нормам КоАП РФ, поскольку ответственность за грубое нарушение лицензионных требований не возникает, если УК надлежащим образом исполнила свои обязательства по договору управления МКД. Проще говоря, если УК исправно ведет претензионно-исковую работу с должниками и своевременно, в соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов между УК и РСО, переводит в адрес РСО поступления от собственников, то УК и не будет привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, – ведь ею были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению установленных правил.