Нарушение: управляющие многоквартирным домом организации не обеспечивают прозрачность финансово-хозяйственной деятельности, не оформляют двухсторонние акты оказанных услуг и выполненных на доме работ.

Основание: п. 4 ч. 8 ст.161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ред. от 21.11.2022), подп. «з» п. 4 раздела 2 Стандарта управления многоквартирным домом, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (ред. от 13.09.2018).

Наказание: не предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме отчётов об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом с периодичностью и в объёме, которые установлены решением собрания и договором управления многоквартирным домом является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям, действующим на основании лицензии и в соответствии с ч.2 ст.14.1.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях (ред. от 29.12.2022) влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трёх лет, на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Как избежать: в целях обеспечения прозрачности финансовой деятельности управляющих компаний по использованию денежных средств, поступающих на оказание услуг и выполнение работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» Приказом министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М.А.Мень от 26 октября 2015 г. № 761/пр утверждена форма акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений многоквартирного дома обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Условия об утверждении указанного перечня должны содержаться в договоре управления МКД. В целях исполнения управляющей компанией взятых обязательств по оказанию услуг и выполнению необходимых работ на общем собрании собственников помещений должна быть также утверждена форма акта приёмки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме с установлением периодичности (срока) их составления. Указанная форма акта приёмки должна прилагаться к договору управления МКД. В соответствии с п.4 ч.8 ст.161.1 Жилищного кодекса РФ председатель совета МКД имеет право подписывать акты приёмки оказанных услуг и выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Полномочия председателя совета МКД должны быть закреплены в договоре управления МКД. Сдача-приемка оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме проводится ежемесячно. Акт приемки подлежит подписанию двумя сторонами: со стороны Управляющей организации – руководителем (иным уполномоченным лицом); со стороны собственников – председателем совета МКД (при отсутствии совета МКД - иным уполномоченным лицом, определенным решением общего собрания собственников). В случае отсутствия в доме Совета МКД и уполномоченного лица, акт со стороны собственников подписывается собственником помещений в МКД, находящихся в муниципальной собственности, а в случае отсутствия последнего - любым собственником жилого помещения в МКД. Управляющая организация не позднее пятого числа месяца, следующего за отчетным, направляет Акт приемки в адрес председателя Совета МКД (иного уполномоченного лица) с сопроводительным письмом, в котором указывает дату, время и место для ознакомления с первичными документами и иными материалами, подтверждающими факт выполнения работ, а также контактный телефон, по которому можно согласовать иное время для ознакомления. Управляющая организация обязана предоставить возможность Председателю Совета МКД (иному уполномоченному лицу) ознакомится с документами и иными материалами. Акт приемки направляется Управляющей организацией в адрес председателя Совета МКД (иного уполномоченного лица) в 2 экземплярах по почте заказным письмом с уведомлением либо нарочным способом с отметкой о получении. Председатель Совета МКД (иное уполномоченное лицо) не позднее пяти рабочих дней со дня получения Акта приемки подписывает его или направляет в адрес Управляющей организации уведомление об отказе в подписании Акта приемки с мотивированным обоснованием причин такого отказа. При этом один экземпляр Акта приемки остается у Председателя Совета МКД (иного уполномоченного лица), а второй направляется в адрес Управляющей организацией вместе с уведомлением об отказе. Отказ признается мотивированным при условии указания в нем выявленных фактов невыполнения или ненадлежащего выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подтвержденных документально, в том числе актом установления факта неоказания, ненадлежащего оказания услуги по содержанию или ремонту общего имущества. Услуги и работы считаются оказанными или выполненными качественно в случае их соответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям Договора. Услуги и работы считаются оказанными или выполненными своевременно, если услуга или работа выполнена единовременно или с установленной периодичностью в сроки, указанные в Перечне работ и услуг. Услуги и работы считаются оказанными или выполненными в полном объеме, если услуга или работа выполнена в отношении того объема (числового значения измерения (кв.м.; шт.; куб.м. и пр.) элемента общего имущества в многоквартирном доме), который установлен для такой услуги или работы в Перечне работ и услуг. Документами, подтверждающими факт невыполнения или ненадлежащего выполнения работ (оказания услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являются: а) акт проверки нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ, составленный исполнителем в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 (далее – Правила); б) акты проверок контролирующих органов. При рассмотрении Акта приемки Председатель Совета МКД (иное уполномоченное лицо) вправе потребовать у Управляющей организации журнал регистрации фактов предоставления услуг с перерывами или ненадлежащего качества, знакомиться с материалами проверок по таким фактам, знакомиться с документами, подтверждающими факт выполнения работ (услуг), в том числе заключенными договорами со специализированными организациями, прочими подрядными организациями, сметами, актами приемки выполненных работ с указанными организациями, наряд-заданиями, актами периодических осмотров и т.д.), делать с них копии, выписки, фотографировать. Ознакомление с данными материалами и документами производится в согласованные сторонами дату и время. Если Председатель совета МКД (иное уполномоченное лицо) не имеет возможности прибыть в назначенное Управляющей организацией время, им согласовывается иное время (на основании письменного обращения или по контактному телефону), но не позднее истечения срока, указанного в пункте 5 настоящего порядка. Отказ или уклонение Управляющей компании от предоставления для ознакомления документов и иных материалов, подтверждающих факт выполнения работ, является свидетельством неисполнения указанных в Акте приемки работ (услуг), порождающим последствия, связанные с неисполнением условий договора управления, вплоть до полного освобождения от оплаты потребителями за установленный период. В указанном случае, а также при установлении факта неоказания (невыполнения) услуг (работ), Акт приемки принимающей стороной не подписывается, о чем в адрес Управляющей организации направляется уведомление об отказе в подписании, с описанием соответствующих причин, послуживших основанием для направления такого отказа. Уведомление об отказе в подписании Акта приемки направляется Управляющей организации по почте заказным письмом с уведомлением либо нарочным способом с отметкой о получении. Управляющая организация в течение 2-х рабочих дней с момента получения уведомления и в случае подтверждения содержащихся в нем сведений повторно направляет в адрес Председателя Совета МКД (иного уполномоченного лица) Акт приемки с исключением соответствующих работ (услуг). Акт приемки подписывается Председателем Совета МКД (иного уполномоченного лица) в течение 1 рабочего дня с момента получения и направляется в управляющую организацию. В случае не подписания Председателем Совета МКД (иным уполномоченным лицом) Акта приемки без обоснованных причин в течение пяти рабочих дней со дня его получения, услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме считаются принятыми собственниками в полном объеме. Все разногласия относительно обоснованности исключения Председателем Совета МКД (иным уполномоченным лицом) из Акта приемки отдельных работ и услуг разрешаются Сторонами в судебном порядке. При наступлении обстоятельств, подтверждающих неоказание или ненадлежащее оказание услуг и выполнение работ Управляющей организацией, производится перерасчет платы за содержание и ремонт всем потребителям в отношении работ, исключенных из Акта. Размер перерасчета платы за содержание и ремонт определяется по формуле, установленной Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491.

Оставить отзыв