Заявка на консультацию
Новости
Предыдущая Следующая

Центробанк сократил число сотрудников надзора почти вдвое

В результате централизации банковского надзора, завершенной в октябре, численность его сотрудников, как в центральном аппарате Банка России, так и в его территориальных подразделениях уменьшилась примерно на 45 процентов и к настоящему времени составляет менее одной тысячи человек. Об этом в интервью «Российской газете» рассказала заместитель председателя Банка России Ольга Полякова.

«Был отбор, профессиональное тестирование, а сотрудники, которые претендовали или уже занимали руководящие посты, проходили также тестирование на способность управлять процессами, — отметила Ольга Полякова. — Самое важное — наш кадровый состав на сегодняшний день сформирован из понимающих именно надзорные процессы сотрудников. Нам удалось обеспечить непрерывность деятельности в процессе реформирования, сохранить накопленные нашими сотрудниками в регионах знания о кредитных организациях».

ЦБ провел реформу за два года, она стала крупнейшей с момента создания банковского надзора. В результате он окончательно «ушел» из территориальных учреждений Банка России и теперь сосредоточен в двух подразделениях его центрального аппарата — Службе текущего банковского надзора и Департаменте надзора за системно значимыми кредитными организациями. Сотрудниками Службы текущего банковского надзора являются и представители ЦБ в регионах, которые непосредственно контактируют с кредитными организациями.

По словам Ольги Поляковой, реформа повысила управляемость, исключила региональные различия в подходах к оценке бизнес-моделей банков и убрала лишние звенья в процессе принятия решений, сделав надзор более оперативным.

«Основная наша задача сейчас — перейти к комплексной оценке деятельности кредитной организации, а это можно сделать только при полном понимании, что собой представляет ее бизнес-модель, видеть ее деятельность в разрезе региона, в разных сегментах бизнеса. То есть, на чем банк зарабатывает, на чем он теряет, в чем его сильные и слабые стороны, насколько он жизнеспособен в сложной конкурентной среде на рынке.

Среди преимуществ — и возможность сравнивать банковские бизнес-модели по их качественным показателям. Централизация решает проблему различных подходов к одним и тем же ситуациям в разных регионах, которые возникали иногда в силу того, что региональные подразделения слишком «проникались симпатией» к поднадзорным. Но это, скорее, более частная проблема.

Пожалуй, важнее, что централизация позволяет надзору быть более профессиональным — иметь в штате специалистов, которые в состоянии качественно оценить бизнес банка по разным параметрам: иметь и специалистов по кредитным рискам, по оценке залога, экспертов по ценным бумагам. Банковский бизнес — очень сложный, в надзоре должны быть профильные специалисты уровнем не ниже, чем на рынке. А создавать такие команды из узких специалистов в каждом регионе — необоснованно сложно и дорого для общества».